Всему хорошему, что было в нашей армейской жизни, посвящается...
| На главную | Планета ВВКУРЭ | База данных | Фотоархивы | Доска объявлений |
Список форумов Форум выпускников ВРТУ-ВВКУРЭ ПВО Форум выпускников ВРТУ-ВВКУРЭ ПВО
имени Владимира Александровича ПОПОВА
 
 FAQFAQ   ПоискПоиск   ПользователиПользователи   ГруппыГруппы   РегистрацияРегистрация 
 ПрофильПрофиль   Войти и проверить личные сообщенияВойти и проверить личные сообщения   ВходВход 

Забытые герои нашей Победы

 
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов Форум выпускников ВРТУ-ВВКУРЭ ПВО -> Обо всем на свете
Предыдущая тема :: Следующая тема  
Автор Сообщение
Евгений Малеваный



Зарегистрирован: 12.05.2007
Сообщения: 104
Откуда: Петербург

СообщениеДобавлено: Пт Май 08, 2009 11:57 pm    Заголовок сообщения: Забытые герои нашей Победы Ответить с цитатой

Дню Победы посвящается.


Почти каждый из нас и любой, интересующийся историей спецподразделений, попроси его назвать фамилии диверсантов Второй Мировой, навскидку вспомнит Боргезе и Скорцени. Из наших наверняка вспомнит лишь Судоплатова. Подумав с минуту, возможно, произнесёт Мерца или Давида Стирлинга… Советская секретность, нередко доходившая до абсурда, сыграла со многими именами наших героев злую шутку – мы знаем личности британцев, американцев, наконец, но фамилии наших редко кому известны, хотя на мой взгляд и Скорцени и тот же Боргезе по отваге, силе и изобретательности ума вряд ли смогут сравниться с человеком, о котором я расскажу. Вряд ли – потому что те же итальянцы из 10 флотилии MAS через непродолжительное время отказались воевать летом 1941 года на Ладожском озере – им мешали холод и светлые ночи.
Их было 316 человек. Они делали работу, о которой не принято рассказывать широкому кругу. Абсолютно никто из посторонних не должен был знать, что это за рота, чем она занимается. Почти каждый день войны им ставили практически невыполнимые задачи, практически – потому что эти люди находили способы их решения. Решения более 200 задач за годы войны. И ни на одной задаче никто из них не имел права повториться в приемах… Матросы Роты Особого Назначения при разведотделе Балтийского флота. Командовал ею Иван Васильевич Прохватилов.

Родился Ваня Прохватилов 5 мая 1907 года в деревне Лосивка ныне Ахтырского района Сумской области. Учился в церковно-приходской школе. Как-то дети местного лавочника отколотили Ваню. Он не простил обидчиков и по очереди их отлупил. За этот проступок, по просьбе лавочника, отец Петр выгнал Ваню Прохватилова из второго класса церковно-приходской школы. Ваня стал помогать отцу по хозяйству. Сильный и выносливый парнишка освоил все сельскохозяйственные работы, что ему в жизни очень пригодилось. В дальнейшем обучением и воспитанием Вани занимались близкие и сама суровая жизнь, выпавшая на долю нашего героя.

По воспоминаниям Прохватилова в период Гражданской войны ему запомнились лихие налеты отрядов Махно:
-Представляешь! Налетели на село или город, сделали свое дело и как в воду канули! Растворились. Попрятали винтовки и пулеметы и превратились в исправных крестьян. Ищи их потом! Они как появлялись неожиданно, так и неожиданно исчезали, выполнив задуманное…
Впоследствии, во время войны, тактику Махно Иван Васильевич будет применять при организации десантов во вражеский тыл.
В 1925 году Прохватилов работал шахтером в Донбассе. В 1927 году был призван в армию и попал на флот.
В 1929 году после окончания действительной службы на Черноморском флоте Прохватилов поступает в Балаклавский водолазный техникум.
В 1932 году по окончании техникума тяжелый водолаз легендарного ЭПРОН Прохватилов назначен старшиной водолазной станции во Владивостокский порт на строительство гидротехнических сооружений. В 1933 году И.В. Прохватилов на пароходе «Свердловск» участвует в переходе Владивосток-Колыма. Во время аварии парохода «Свердловск» во льдах водолаз Прохватилов многократно спускался под воду для ремонта рулевого управления. Прохватилов работал увлеченно, показал немалые способности к своему делу. Вскоре ему стали поручать ответственные подрывные работы под водой. У острова Сахалин он подрывал скалу, на которой сидел пароход «Сталинград». В Южно-Китайском море участвовал в спасении парохода «Кузнец Лесов», успех которого иностранные фирмы считали делом невозможным. Строил подводную часть пирсов во Владивостоке и в Совгавани. Иван Васильевич уже в те годы проявил себя не только как незаурядный специалист, но и как организатор.
Начальник ЭПРОНа Фотий Иванович Крылов был очень заботливым командиром: в 1936 году он нанял для лучших водолазов учителей, подготовивших их за курс средней школы. Прохватилов был одним из них.
В 1938 году он успешно сдает экзамены в Высшее военно-морское училище им М.В. Фрунзе.
Первое учение с применением высадки диверсантов через торпедные аппараты подлодки было проведено на ТОФе 22 октября 1938 года. Выйдя из ПЛ через ТА, диверсанты перерезали противолодочную сеть, защищавшую вход в бухту Улисс, скрытно вышли на берег, провели показательные диверсионные действия и вернулись на лодку Щ-112, ожидавшую их на грунте.
Идея боевого применения водолазного снаряжения возникла во время создания средств спасения экипажа из ЗПЛ. Если через торпедный аппарат можно спасаться, то почему нельзя выпускать диверсантов? Результаты этих учений рассекретили только в начале девяностых. Широкого применения, не смотря на положительные результаты, этот метод тогда не получил. Главной задачей применения личного водолазного снаряжения командование считало спасение экипажа подлодки.
В начале июля 1941 года Иван Васильевич по ускоренной программе заканчивает училище, получая звание лейтенант.
В июле 1941 года предстояла эвакуация водолазной школы из г. Выборга. Ф.И. Крылов не без основания опасаясь, что обученные в ней водолазы могут быть направлены в пехотные части, предложил на основе школы водолазов организовать подразделение для ведения разведки и диверсий с помощью водолазов, которые могли скрытно выходить из-под воды в тыл врага. Это предложение было поддержано начальником Главного морского штаба адмиралом И.С. Исаковым. Не один десяток личных дел перелистал Ф.И. Крылов, выбирая офицера на должность командира. Им должен был стать опытнейший водолазный специалист, физически сильный, выносливый, смелый, образованный офицер. Всеми этими качествами в наибольшей степени обладал тридцатичетырехлетний лейтенант Иван Васильевич Прохватилов.

11 августа 1941 года нарком ВМФ подписал приказ №72 (походный), в котором говорилось:
1. Сформировать при разведотделе штаба КБФ роту особого назначения в составе 146 штатных единиц, укомплектовав её командирами и краснофлотцами-водолазами, прошедшими специальную подготовку в Военно-морской медицинской академии и Управлении ЭПРОНа.
2. Командиром Роты особого назначения назначить лейтенанта Прохватилова Ивана Васильевича, комиссаром роты - политрука Мащенко Анатолия Федоровича.
3. Для руководства и консультаций по водолазному делу выделить военврача 1 ранга Савичева Илью Ильича.
4. Штат ввести в действие с 15.08. 41 г., формирование роты закончить 25.08.41.

Предложение о назначении на должность командира подразделения водолазов лейтенант Прохватилов принял с радостью. С присущей ему энергией Иван Васильевич вместе с политруком Маценко взялся за формирование роты, обучение старшин и матросов легководолазному делу, проведение тренировок. Основу роты составили краснофлотцы из ЭПРОНа и имевшие медицинскую подготовку.
Местом дислокации РОН было четырехэтажное здание опустевшей средней школы на острове Голодай (остров Декабристов). Из её окон торчали десятки железных труб от печек «буржуек», из-за которых здание получило прозвище - «сорокатрубный». С острова виден залив, на север - за широкой протокой - заросший высокими тополями остров Вольный. На южном берегу Финского залива в районе Петергофа по прямой - километров десять – гитлеровцы. В расположении РОН хозяйственный командир приказал разбить огороды, в Неве свободные от вахты и занятий краснофлотцы на шлюпках собирали оглушенную после обстрелов рыбу. Кроме того, отстреливали из мелкокалиберных винтовок растолстевших от рыбы чаек, которые даже не могли взлететь. Прохватилов сделал всё, чтобы его бойцы не голодали, после войны Иван Васильевич рассказывал, что во время блокады они перепробовали все съедобное. Когда прохватиловцев спрашивали, не морская ли они пехота, следовало уточнение: не морская, а подводная! Действительно, ласты появились у нашего морского спецназа только в конце пятидесятых. И водолазное снаряжение клеили сами, переделывали из армейских образцов. Шлюпки и резиновые штаны для высадки на берег, рации, даже стрелковое оружие - всё РОНовцы делали из подручных средств.
А главное - идея, что нет безвыходных положений. Не удалось прорваться к своим - будем уходить вражескими тылами. Место действия - голодный блокадный Ленинград? Заведем огород, собираем глушеную рыбу.
Вот рассказ о нескольких операциях РОН.

В сентябре 1941 года финны, форсировав реку Вуокса, заняли плацдарм южнее Выборга. Они захватили небольшой остров, отрезая отход на судах частям 23 армии из порта Выборг. Задание выбить их с острова получила рота Прохватилова. Сначала на остров были высажены два разведчика в легководолазном снаряжении и по проложенному кабелю доложили, что можно начинать операцию. Пятьдесят водолазов, пользуясь этим кабелем как ориентиром, дошли до вражеского берега и, развернувшись для атаки, бросились на вражеские позиции. Позиции ответили молчанием. Финны ушли, сняв замки с пушек и пулеметов. "Наверное, наши суматошные приготовления не остались незамеченными" - вспоминал потом И.В. Прохватилов. Это была, пожалуй, единственная ошибка нашего героя.

"Барта"
23 сентября 1941 года был совершен один из наиболее интенсивных авианалётов на Кронштадт. В налете приняло участие до 270 самолетов. Во время этого налёта затонуло транспортное судно "Барта". Так как затонуло оно на мелком месте напротив старого Петергофа, Прохватилов решил использовать его как наблюдательный пункт. В первую же ночь водолазы-разведчики заметили на берегу вспышки дальнобойных орудий, обстреливавших Кронштадт, запеленговали координаты и передали на базу. Огнём Кронштадтских фортов батареи были уничтожены.
Далее рассказывает Иван Прохватилов: «Я получил приказ выяснить судьбу фонтана «Самсон» в Петергофе. Посылаю водолазов. Докладывают: «Caмсона не видели, но там, где он должен быть, какое-то сооружение, похоже большой памятник». На следующую ночь посылаю другую пару: по каналу они пройти уже не смогли. Он был перегорожен. Но зато обнаружили нечто странное. На самой станции был приготовлен лес: бревна, брусья, доски. Тут же недалеко находились какие-то кучи, покрытые брезентом, охраняли часовые. Позже выяснилось что это были склады мин. Противник готовил новый сюрприз. Установили круглосуточное наблюдение. Оказалось, строилась новая деревянная пристань. Наступала осень. Немцы очень спешили. Торопились и мы, поучив приказ взорвать пристань. А необходимого опыта у нас не было. Наконец, вариант был выбран. Тем временем разведчики доложили: «Немцы приступили к обшивке пристани и настилу палубы». Было точно установлено, что последние дни саперы работают почти круглосуточно и что самая их большая смена заступает в 8 часов утра. Два бронекатера под командованием Вадима Чудова взяли курс на Петергофскую пристань, имея на буксире малый быстроходный катер и шлюпку, на которой находились мины, четыре водолаза, четыре гребца и старший группы Корольков. Не дойдя до берега километра два, бронекатера застопорили ход. Перешли на малый катер, я отбуксировал шлюпку еще на километр, после чего она под веслами ушла к берегу и через минуту скрылась в темноте...
Вернувшись на головной бронекатер, мы начали курсировать параллельно берегу, чтобы не пропустить шлюпку. Близился рассвет. Усиливался ветер. Росла тревоге за людей. Залив был чист - шлюпки нигде не было, и в это время противник открыл артиллерийский огонь. Мы подошли ближе к берегу, на ветер, и поставили дымовую завесу. Это несколько прикрыло бронекатера, но артиллерийский обстрел усиливался. Пришлось уходить в базу, откуда срочно запросили посты наблюдения. Был получен ответ: на берегу, в районе Ольгино, лежит шлюпка и возле нее спят люди! А ещё через пару часов я на катере подобрал людей. И шлюпку.
Выяснилось, что шлюпка шла к берегу под веслами. При появлении очертаний пристани гребцы остановилась. На берегу было тихо. Вывалив за борт обе мины, опустили под воду двоих водолазов с компасами в руках. Подали буксировочные концы от мин, которые ещё несколько притопили. Водолазы двинулись к пристани. Привязав мины к сваям, они вернулись к месту погружения. После этого пошёл под воду старшина Корольков с взрывателями, Проверив расстановку мин, он поставил взрыватели на девять часов утра. Как только Корольков вернулся, разведчики соорудили паруса из плащ-палаток и вёсел и, используя попутный ветер, через два часа были уже на противоположном берегу залива, где я их и подобрал.
В середине дня было получено донесение с поста наблюдения: «В девять часов 12 минут в районе Петергофской пристани наблюдались, почти одновременно, два взрыва. В высоко взметнувшихся столбах дыма и огня было ясно видно, как летели вверх люди и части пристани».
В рапорте о выполненной операции Прохватилов сделал приписку "обратно никто не падал". Пристань больше не строили, а берег заминировали и опутали колючей проволокой.

РОН против 10-й MAS
Рассказывает Иван Васильевич.
«Зима 1941-1942 годов была на редкость суровой. И все же всю зиму мы вели разведку на южном и северном берегах Финского залива. С началом навигации в ночной дозор выходили «КМ» (малые катера). И тут противник преподнес нам новый сюрприз: не отказавшись, видимо, от мысли минировать фарватеры, он начал сжигать дозорные катера.
Вскоре было замечено, что противник действует быстроходными катерами. Эти катера могли подходить к любому берегу по мелководью. Их гребной винт легко поднимался из воды, поворачивался вправо и влево при незначительном нажатии на сам мотор, отчего имел большую маневренность... Мне было приказано найти место базирования катеров противника. Для поиска были созданы группы водолазов-разведчиков. Поиск шел очень медленно. Редко когда удавалось за ночь обследовать один километр береговой полосы. И тут я узнаю, что разведчик, старшина Никитин, рабо­тавший до войны в ОСВОДе, знает этот район. Вызываю Никитина. Осматриваем берег. Выясняется: справа от дамбы Стрельнинского канала есть большая заболоченная местность, совершенно не­проходимая. Вспоминаем: немцы зимой на этой площади ставили в несколько рядов проволочные заграждения, которые при таянии льда, погружались в трясину. Поэтому противник считал этот участок недоступным, а, следовательно, и не охранял. Подобрав себе напарника, Никитин стал искать проход вглубь берега... Через несколько дней катера были обнаружены.
Операция по их уничтожению готовилась тщательно. Предусмотрели четыре группы разведчиков. Первая должна перерезать провода связи и задержать противника. Вторая уничтожает катера. Третья блокирует гарнизон противника. Четвертая прикрывает отход всех групп... Для прихода в точку высадки нужен был надежный световой ориентир на берегу противника. Посоветовавшись с замполитом Маценко, решили высадить на берег противника разведчика. Замполит подобрал мне смелого и рассудительного водолаза-разведчика Ананьева.
... Со стороны Стрельни надвигалась большая туча, которой я и решил воспользоваться. Как только берег оказался закрыт тучей, мы на большой скорости двинулись к нему. Пошёл дождь, мне хотелось как можно ближе подвезти Ананьева к берегу, чтобы ему меньше пришлось идти под водой. Ананьев сориентировал компас, включился в аппарат и был готов в любой момент уйти под воду. И тут случилось непредвиденное. Одномоментно прекратился дождь и заблестело солнце. Немцы уже занимали огневые точки. Я дал одним духом команды: «Стоп! Полный назад! Право руля! Полный вперед!» И в момент, когда за кормой обрадовался бурун пены и газа, я помог Ананьеву вывалиться за борт. После чего дал самый малый ход. Мельком взглянул за корму: Ананьева уже не было, немцы оказались очень любезны. Вежливо махали руками и показывали места, где я мог подойти к берегу. Они считали, что я уже у них в плену. Я в свою очередь также показывал им руками, что здесь мелко, а вот найду удобное место и подойду. И тут я заметил, что дула крупнокалиберных пулеметов держат меня на прицеле, передавая один другому в соответствии с движением катера. А мишень была солидной. Я стоял во весь рост. (Прохватилов был ростом выше двух метров и обладал поистине богатырским телосложением.) Мне стало жарко. Я вспотел. Но только не так, как всегда, - со лба, а почему-то с пяток. В такой ситуации как-то непривычно рассуждать. А нужно! Итак, моя игра подходит к концу. Шансов на победу мало. Единственный выход уходить в залив, И тогда я рявкнул: «Право руля. Самый полный!» Катер дернулся, и я полетел бы за корму, но успел ухватиться за что-то. В этот момент катер полез носом вверх, корма осела, и я шлепнулся на дно катера и крикнул: «Зигзагом!» Управлявшему катером старшине и не нужна была эта команда. Как только появлялся хоть маленький кусочек воды без фонтанчиков и всплесков, он как бы с размаху бросал туда катер. Постепенно свист пуль стих. Успокаивалась вокруг катера вода... Оказавшись на базе, посмотрели на катер: он получил десяток пробоин.»
Ананьев же, добравшись до высоких зарослей камышей, вынужден был до ночи просидеть в воде, дыша через тростинку, и это в воде, температура которой была чуть выше 0! Выбравшись ночью на берег, он разведал подходы и, прошёл, а вернее прополз, по дну портового канала к пристани и тем же путём вернулся назад, чтобы подать сигнал остальным разведчикам.
Далее со слов Ивана Васильевича:
«С наступлением темноты показался сигнал Ананьева. Я подозвал всех участвующих в операции. Показал сигнал, объяснил, где выходить на берег. Проход обозначен вешками. И операция началась, Были потери. Но задачу выполнили. Группа мичмана Никитина, проникнув в канал, забросала катера гранатами и взорвала наблюдательный пост, Никитин уничтожил 3 катера. Языка взять не удалось, но были захвачены важные документы. За эту операцию Ананьев и Никитин были представлены к ордену «Красного Знамени». Я был награжден орденом Отечественной войны 2 степени, остальных участников операции наградили медалями.
... Позже нам удалось перехватить приказ командующего немецкой группой войск о наказании офицеров вермахта за низкую бдительность и потерю катеров.»
Кстати, Прохватилов всю жизнь был уверен, что уничтожил немецкие катера. О том, что это были итальянцы, стало известно в конце 80-х годов.

U-250
Корабли Краснознаменного Балтийского флота потопили в Финском заливе подводную лодку противника, из экипажа которой взяли в плен 6 немецких матросов и офицеров.
(Из сводки Совинформбюро от 1 августа 1944 года.)

В июле 1944 года при несении боевого дежурства в районе пролива Бьёрке-Зунд морской охотник МО-105 при загадочных обстоятельствах был пущен на дно немецкой субмариной. До него примерно при таких же обстоятельствах погибли МО-304 и МО-107. Ни следа от торпеды, ни перископа ПЛ никто из уцелевших моряков не видел. В условиях белого дня и полного штиля корабли просто взлетали на воздух, а субмарина безнаказанно уходила. На этот раз фокус не удался. Юнга с проходящей шаланды заметил под водой гигантскую тень. К счастью неподалеку оказался МО-103, готовый к бою и вовремя получивший сообщение. МО-103, готовый к бомбоиетанию стремительно сближался с вражеской субмариной. Справа была отмель, слева остров Руонти - деться ей некуда.
Главное - не рыскать, тогда приемник акустической станции услышит цель! Взрывы бомб и пузыри из глубины. Но немцы в таких случаях использовали и специальные контейнеры, которые должны были имитировать поражение подлодки – после выстрела ими на поверхности появлялись мазутные пятна, обрывки форменной одежды, газет, даже человеческие испражнения. Но нет, на этот раз лодку действительно потопили - когда улеглись волны, на поверхности остались качаться несколько человек в спасжилетах.
Шесть немецких подводников во главе с командиром находились в центральном посту и выбросились с воздушным пузырем, открыв рубочный люк.
Субмарина U-250 серии VII-C лежала на глубине 30 метров. Командование КБФ обоснованно предполагало, что на борту может находиться новое оружие. О его образцах постоянно трубила немецкая пропаганда. К тому же могли оказаться шифры связи и документы, проливающие свет на то, как немецкие субмарины проникают на самые подступы к Ленинграду. Лодку надо обязательно поднять, а буи, поставленные командой МО-103, снесло ветром и течением. Прояснить ситуацию мог только командир лодки корветтен-капитан Вернер Шмидт, но он упорно отказывался сообщать что-либо о лодке. Он сообщил только свои личные данные. До 1942 года был летчиком. Бомбил Мадрид, Ливерпуль, Глазго, Лондон, Белград, Суэц, Александрию, Москву. Потом круто изменил судьбу и с небес нырнул под воду. Получил новейшую субмарину. С помощью таких лодок Гитлер хотел поставить на колени Британию.
Нашему командованию было известно, что за год-полтора до этих событий конвои, доставлявшие в Британию грузы, стали нести серьёзные потери. Причем при обстоятельствах, схожих с гибелью наших охотников. Торпеды рвались только у гребных винтов. И корабли неотвратимо шли на дно, получив торпеду, не успев ни увернуться, ни контратаковать. Лодку жизненно важно было поднять.
Эта задача была поставлена роте Прохватилова. Иван Васильевич начал с допроса корветтен-капитана Шмидта. Тот вел себя с достоинством: вы меня победили и я вас уважаю, но отвечать на вопросы о лодке не буду. И тогда Прохватилов поймал его на слабо:
-А ты, оказывается, абсолютное дерьмо в вопросах навигации. Только идиот мог идти таким курсом, - с пренебрежительным видом сказал Иван Васильевич и провел по карте маршрут на глаз и наугад.
-Я шел единственно верным в такой обстановке курсом. А положили нас совершенно случайно здесь! - и задетый за живое немец ткнул в карту.
Теперь предстояло найти и поднять субмарину. Нашли и обследовали довольно быстро. За двое суток обследования U-250 все, кто работал на глубине, получили кислородное отравление. Кислородные аппараты на такой глубине - источники яда, вентилируемого снаряжения у РОН не было, поэтому, сняв с субмарины документы и обследовав её, РОН передала судоподъем водолазам аварийно-спасательной службы. В штаб КБФ были переданы карты секретных фарватеров, схемы минных полей. А еще водолазы подняли именной кортик Вернера Шмидта и подарили его Ивану Васильевичу. То, как работали ЭПРОНовцы, как минеры исследовали взрыватели немецких торпед - отдельная тема. Мы же ограничимся участием в этой операции РОН.
Образец взрывателя был передан союзникам, и вскоре их корабли начали таскать за собой на буксире плоты с ревущими моторами, которые принимали удар акустической торпеды.

РОН против ФАУ
По данным разведки стало известно, что под Лугой немцы строят стартовые площадки для обстрела блокадного Ленинграда ракетами ФАУ-1. Для корректировки этих ракет в районе Стрельны противник начал возводить радионавигационную станцию. Ленинград могла постигнуть участь Ковентри и Лондона. Город и так изнемогавший от обстрелов и бомбежек. Разведчики РОН, наблюдая за берегом с дамбы Морского канала, обнаружили закрытую маскировочными сетями дорогу, на которой засекли какое-то движение.
В одну из безлунных ночей водолаз-разведчик Владимир Борисов, прошел под водой до вражеского берега, спрятав в камышах водолазное снаряжение, переоделся в немецкую форму, в которой и пробрался к проходной завода "ПишМаш", к которому вела дорога. Наблюдая за немцами, разведчик заметил, что к проходной всё время подъезжают машины и повозки. Для добычи более точной информации Борисов, воспользовался тем, что к проходной подъехала очередная телега с ящиками, подскочил к ней сзади и подпер плечом, якобы удерживая от падения. Часовой, видя такое положение с ящиками, не стал проверять документы и открыл шлагбаум. Когда повозка остановилась у входа в цех, разведчик взвалил ящик на плечо и стал ходить с ним по всему заводу. Обнаружив, цех, в котором монтировали аппаратуру, разведчик вернулся к подводе и помог разгрузить остальные ящики, после чего на ней же выехал с территории, приветливо махнув часовому. На что тот, улыбнувшись новому знакомому, посоветовал лучше грузить аппаратуру, чтобы не попасть под трибунал.
На одном из поворотов он спрыгнул с телеги и скрылся в складках местности. Ночью под водой добрался к поджидавшему его катеру. Полученные данные были немедленно переданы в штаб и станция и стартовые площадки были уничтожены нашей авиацией и артиллерией.


Всего же за годы войны бойцы роты Прохватилова провели более 200! операций. Я подсчитал, что со дня создания по 9 Мая они в среднем каждые 6 дней проводили по операции… При чем разведчики лично должны были планировать свои действия – их подготовка была только общей – тактику они должны были изобретать сами. Так же особенностью было то, что вернувшись, они не имели права повторяться в методике на следующем задании. Только вдумайтесь в эти цифры – 200 операций, проводимых меньше, чем каждую неделю, операций, каждая из которых была уникальна! Большинство которых достойны экранизации. Дерзкие, находчивые, мужественные, выносливые, отчаянные люди со своим достойным легенд командиром.

Я постарался сосредоточиться на операциях с применением водолазного снаряжения. Отдельного рассказа заслуживают ночные десанты с катеров и шлюпок дерзкие рейды по тылам. Разведпоиски РОНовцев, переодетых в немецкую форму. Однажды такая группа даже помогла загрузить машину с секретными документами возле немецкого штаба в Гатчине. Один из ящиков РОНовцы взяли себе в уплату за проделанный труд. Воинская выучка, боевой дух плюс физическая подготовка - всегда были основой успешных действий первых спецназовцев ВМФ.


После разгрома фашистских войск на Ленинградском направлении рота особого назначения оказалась невостребованной. И.В. Прохватилову не удалось убедить командование сохранить уникальное подразделение, столь успешно действовавшее в годы войны. Иван Васильевич предлагал создать на базе РОН «Спецшколу водолазов-разведчиков». Однако приказом командующего Балтийским флотом Рота была расформирована. Прохватилов с 1946 по 1951 год работает водолазным специалистом аварийно-спасательного отдела на Балтике.
Рассказывает полковник медицинской службы Тюрин:
«В 1951 году И.В. Прохватилова, который оставался верным своему делу, назначают начальником лаборатории спецназа в водолазный отдел 11-го Института ВМФ (ныне 40 ГНИИ аварийно-спасательного дела, водолазных и глубоководных работ). Лаборатория успешно работала над созданием водолазного снаряжения особого назначения («ВСОН»). Для этого снаряжения был создан регенеративный бесследный водолазный аппарат разведчика («ВАР-52»), который позволял скрытно ходить и работать под водой на небольших глубинах в течение 10 часов. Начальник медицинского отдела Н.К. Кривошеенко назначил меня консультантом по вопросам физиологии к И.В. Прохватилову. С Иваном Васильевичем мы подружились. Он много читал, был интересным собеседником и искусным рассказчиком. В его библиотеке было много книг. Отдельные из них он рекомендовал мне прочесть, что я и делал не без пользы для себя. На мою просьбу рассказать о военных подвигах он мне как-то ответил стихами Ольги Федоровны Берггольц, немного им измененными:
Никто из нас не помышлял о славе.
О ней ли думать в страшный час, когда
Родную землю топчет и кровавит
Проклятая германская орда?
Вскоре Иван Васильевич по болезни ушел в запас. Он страдал диабетом. В деревне Черново под Гатчиной «оборудовал» себе на берегу речушки домик. Колхозники радушно встретили ветерана, а коммунисты колхоза единодушно избрали Ивана Васильевича секретарем парторганизации. Очень быстро люди разглядели за суровой внешностью отставника отзывчивое к чужой беде сердце, требовательную принципиальность, пытливый ум, громадный жизненный опыт и энергию. На протяжении полутора десятков лет Иван Васильевич активно помогал восстанавливать разрушенное хозяйство колхоза. И хозяйство расцвело. У самого Ивана Васильевича на участке были: пасека, небольшая кроличья ферма, куры, а в реке стояли верши для ловли рыбы. Он часто выступал в окрестных школах. В окружении молодых людей ветеран сам молодел, рассказывая, как его отважные водолазы успешно защищали любимый город. Я часто приезжал к Ивану Васильевичу в д. Черново на охоту послушать его воспоминания.»
«Свою рукопись с воспоминаниями Иван Васильевич передал мне в середине 70-х. Я приехал к нему на день рождения. Гляжу: что-то он осунулся, похудел. Спрашиваю: «Что с вами?»
- Три месяца назад заболело сердце. В поликлинике сделали электрокардиограмму, и я пошел домой колоть дрова. Неожиданно подъезжает машина скорой помощи. Врач спрашивает: «Где у вас лежит больной мужчина с инфарктом миокарда? Мы приехали за ним». Я в ответ: «У нас больного инфарктом нет. Из мужчин я здесь один». Оказалось, что это у меня был инфаркт. Увезли в больницу. Больше месяца провалялся.»

Иван Васильевич Прохватилов был награжден тремя орденами Красного Знамени, орденом Отечественной войны и двумя орденами Красной Звезды. Кроме того, за успешные операции, во многих из которых он участвовал лично, хотя как командир не обязан был это делать, даже наоборот, ему досрочно присваивали очередные воинские звания. Во время войны он был дважды ранен. Уже в мирное время грудь ветерана украсила медаль «Ветеран труда».
За свой вклад в дело Победы Иван Васильевич Прохватилов несомненно достоин самых высоких наград, думаю, что он по праву мог принимать Парад Победы вместе с маршалом Жуковым, сегодня его имя вряд ли кому-то что-то скажет, хотя историю жизни этого человека достойно читать стоя и отдавая честь.


Из воспоминаний В.Тюрина:
«... Зима в 1978 году была очень холодной. Стоял лютый мороз. Мы, друзья Ивана Васильевича, провожали его в последний путь на Гатчинское кладбище. Вечная ему память.»


Рассказ подготовлен на основе дневников капитана 2-го ранга И.В.Прохватилова, участника Великой Отечественной войны полковника медицинской службы в отставке В. Тюрина, воспоминаний конструктора подводной техники Владимира Петровича Трошина, военного водолаза, испытателя Валентина Сергеевича Авинкина.


Песня на стихи Анатолия Сергеевича Авинкина, ставшая своеобразным гимном боевых пловцов.

Зеркальный небосвод над головой,
В скользящих бликах зыбкий свет.
Уходим, улыбнувшись, в мир иной
В расцвете сил, в расцвете лет.

[Две последние строки каждого куплета повторяются]

Вокруг зеленоватый полумрак,
Опоры нет, и веса нет.
Здесь все не по-земному, здесь все так,
Как в дебрях сказочных планет.

Здесь в царстве первозданной тишины
Мы твердо знаем, что почем.
Знакомо нам и чувство глубины,
И привкус риска нам знаком.

И пусть пока наверх нас не зовут,
Нам дорог этот мир немой.
А те, кто должен ждать, те подождут,
Когда вернемся мы домой.

Зеркальный небосвод над головой,
В скользящих бликах зыбкий свет.
Ушли, как говорится, в мир иной
В расцвете сил, в расцвете лет.
_________________
-=К высокому и светлому знай верный путь=-

-=Ничто так не внушает веру в человека, как предоплата=-
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора SKYPE
Показать сообщения:   
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов Форум выпускников ВРТУ-ВВКУРЭ ПВО -> Обо всем на свете Часовой пояс: GMT + 3
Страница 1 из 1

 
Перейти:  
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах


Powered by phpBB © 2001, 2005 phpBB Group