Всему хорошему, что было в нашей армейской жизни, посвящается...
| На главную | Планета ВВКУРЭ | База данных | Фотоархивы | Доска объявлений |
Список форумов Форум выпускников ВРТУ-ВВКУРЭ ПВО Форум выпускников ВРТУ-ВВКУРЭ ПВО
имени Владимира Александровича ПОПОВА
 
 FAQFAQ   ПоискПоиск   ПользователиПользователи   ГруппыГруппы   РегистрацияРегистрация 
 ПрофильПрофиль   Войти и проверить личные сообщенияВойти и проверить личные сообщения   ВходВход 

П-14, «Лена», «Оборона»

 
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов Форум выпускников ВРТУ-ВВКУРЭ ПВО -> Техника, на которой мы служили
Предыдущая тема :: Следующая тема  
Автор Сообщение
Валерий Усс



Зарегистрирован: 22.04.2008
Сообщения: 5364
Откуда: г. Ярославль

СообщениеДобавлено: Пт Ноя 18, 2011 11:37 am    Заголовок сообщения: П-14, «Лена», «Оборона» Ответить с цитатой


Вторая в Советском Союзе антенна РЛС П-14 поставленная на дополнительное колено.
Супонево.


Коваленко Сергей.
Выпускник ВВКУРЭ 1987 года.
3 рота.

Интересно, как удлиняли ВЧ кабель и как это повлияло на КБВ?

РЛС П-14 (TALL KING)

История создания
РЛС дальнего обнаружения П-14 разработана и серийно выпускалась в ОАО "НИТЕЛ" с 1959 года в двух вариантах.
1РЛ113 и 44Ж6 - стационарные варианты, размещаются в специальном здании.
РЛС 5Н84 - мобильные, размещаются в шести больших фургонах - полуприцепах. Параболическая антенна имеет размах зеркала 32 метра при высоте 11 метров. Эти станции обеспечивают обнаружение целей на расстоянии до 400 км при высоте полета воздушных целей до 30 тысяч метров.


РЛС 5Н84 © Музей НИТЕЛ
Тактико-технические данные
РЛС 5Н84

Дальность обнаружения на высоте 30 км,км 400
Размах зеркала, м 32
Высота зеркала, м 11
Количество кабин, шт. 6
Источники информации
Веб-сайт "Музей ОАО "НИТЕЛ"
РАДИОЛОКАЦИОННАЯ СТАНЦИЯ «ЛЕНА»

Предназначена для дальнего обнаружения и измерения дальности и азимута воздушных целей. Стационарная РЛС дальнего обнаружения «Лена» размещается на заранее подготовленной позиции в двух одноэтажных зданиях (в одном - аппаратура, в другом - дизельная электростанция). Антенна, представляющая собой параболическое зеркало размером 32 х 11 м, устанавливается рядом с аппаратным помещением. Для опознавания воздушных целей станция комплектуется наземным радиозапросчиком. Имеются два выносных индикатора, располагаемых на командном пункте, удаленном от РЛС на расстояние до 1000 м. Помехозащищенность станции в условиях воздействия активных помех обеспечивается перестройкой рабочей частоты. Для защиты от пассивных помех применена когерентно-компенсационная аппаратура на потенциало-скопических трубках.
РЛС «Лена» может эксплуатироваться при температуре окружающей среды ±50° С, скорости ветра до 30 м/с.



Основные тактико-технические характеристики:
Диапазон волн , метровый
Зона обзора:
по азимуту, град. 360
i)o углу места, град. 12
по высоте, км 35
Дальность обнаружения цели
(типа .истребитель-) на высоте 10000 м, 300
Точность измерения координат:
дальности, м 1500
азимута, град. 1,5
Коэффициент подпомеховой видимости системы СДЦ. дБ 26
Вид выходной информации аналоговая
Темп обновления информации, с 30,15 и 10
Среднее время наработки на отказ, ч 80
Потребляемая мощность, кВт 60
Обслуживающий персонал, чел. 5 (в одну смену)

РАДИОЛОКАЦИОННАЯ СТАНЦИЯ «ФУРГОН»
Предназначена для дальнего обнаружения и измерения дальности и азимута воздушных целей при работе в составе АСУ или автономно. Является транспортируемой модификацией РЛС «Лена». Подвижная РЛС дальнего обнаружения «Фургон» размещается на пяти транспортных единицах (два полуприцепа с аппаратурой и три прицепа с системой энергоснабжения). Антенна, представляющая собой параболическое зеркало размером 32 х11 м,устанавливается на подготовленном фундаменте. Перевозится в упаковках на транспортных средствах, не входящих в комплект станции. Имеется выносной технический пост, размещенный на отдельном полуприцепе.
Для опознавания воздушных целей РЛС комплектуется наземным радио-запросчиком.
В станции предусмотрено три режима работы;
- штатный - с максимальной дальностью обнаружения;
- высотный - с увеличенной верхней границей зоны обнаружения по углу места
- сканирования - с поочередным (через обзор) включением штатного и высотного режимов. Имеется возможность управлять режимами работы с выносного поста.
Помехозащищенность РЛС в условиях воздействия активных помех обеспечивается перестройкой рабочей частоты. Для защиты от пассивных помех (как и в РЛС «Лена»), применена когерентно-компенсационная аппаратура на потенциалоскопических трубках.
РЛС «Фургон» может эксплуатироваться при температуре окружающей среды ±50° С, скорости ветра до 30 м/с.
Основные тактико-технические характеристики:
Диапазон волн метровый
Зона обзора:
по азимуту, град.
по углу места, град.
по высоте, км 360
12 (в штатном режиме) 17 (в высотном режиме) 35 (в штатном режиме)
Дальность обнаружения цели (типа «истребитель») на высоте 10000 м, км: 300 (в штатном режиме)
280 (в высотном режиме)
Точность измерения координат:
дальности, м
азимута, град. 1500
1,5
Коэффициент подпомеховой видимости системы СДЦ, дБ 26
Вид выходной информации аналоговая
Темп обновления информации, с 10 и 20
Среднее время наработки на отказ, ч 100
Потребляемая мощность, кВт 74
Обслуживающий персонал, чел. 5 (в одну смену)
Время развертывания, ч 62

РАДИОЛОКАЦИОННАЯ СТАНЦИЯ "ОБОРОНА-14"
Предназначена для дальнего обнаружения и измерения дальности и азимута воздушных целей при работе в составе АСУ или автономно. Радиолокационная станция дальнего обнаружения "Оборона-14" - транспортируемая помехозащищенная модификация РЛС "Лена". Станция размещается на шести транспортных единицах (два полуприцепа с аппаратурой, два - с антенно-мачтовым устройством и два прицепа с системой энергоснабжения). На отдельном полуприцепе имеется выносной пост с двумя индикаторами. Он может быть удален от станции на расстояние до 1 км. Для опознавания воздушных целей РЛС комплектуется наземным радиозапросчиком.
В станции предусмотрены три режима обзора пространства;
- "нижний луч" - с увеличенной дальностью обнаружения целей на малых и средних высотах;
- "верхний луч" - с увеличенной верхней границей зоны обнаружения по углу места;
- сканирования - с поочередным (через обзор) включением верхнего и нижнего лучей.
Помехозащищенность РЛС в условиях воздействия активных помех обеспечивается перестройкой рабочей частоты и трехканальной системой автокомпенсации, примененной впервые. Для защиты от пассивных помех (как и в РЛС "Лена"), используется когерентно-компенсационная аппаратура на потенциалоскопических трубках. РЛС "Оборона-14" может эксплуатироваться при температуре окружающей среды ±50° С, скорости ветра до 30 м/с.
Основные тактико-технические характеристики:
Диапазон волн метровый
Зона обзора:
по азимуту, град.
по углу места, град.
по высоте, км 360
12 (в режиме 'нижний луч') 17 (в режиме 'верхний луч') 45 (в режиме 'нижний луч')
Дальность обнаружения цели (типа «истребитель») на высоте 10000 м, км: 300 (в режиме 'нижний луч') 280 (в режиме 'верхний луч')
Точность измерения координат:
дальности, м
азимута, град. 1200 1,2
Коэффициент подпомеховой видимости системы СДЦ, дБ 26
Вид выходной информации аналоговая
Темп обновления информации, с 10 и 20
Среднее время наработки на отказ, ч 90
Потребляемая мощность, кВт 100
Обслуживающий персонал, чел. 6 (в одну смену)
Время развертывания, ч 24
_________________
ВИЛЕНЕЦ-И ОДИН В РАДИОЛОКАЦИОННОМ ПОЛЕ ВОИН!


Последний раз редактировалось: Валерий Усс (Пн Ноя 28, 2011 9:11 am), всего редактировалось 7 раз(а)
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Валерий Усс



Зарегистрирован: 22.04.2008
Сообщения: 5364
Откуда: г. Ярославль

СообщениеДобавлено: Вс Ноя 20, 2011 12:04 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Прощание с "Леной."

Станция метрового диапазона волн П-14 со значительной энергетикой и большой дальностью обнаружения ушла в историюю
В 2003 году практически незамеченным прошло одно событие в жизни радиотехнических войск - ушла из боевого состава последняя РЛС П-14 - без преувеличения любимая радиолокационная станция войск, последняя из 731 РЛС, изготовленных в 1959-1976 годах.

Создание станции метрового диапазона волн со значительной энергетикой и большой дальностью обнаружения (ОКР "Лена") было задано Постановлением СМ СССР № 526-321 от 14.03.1955 года и Постановлением ЦК КПСС и СМ СССР № 1371-632 от 6.12. 1957 года. В роли генерального заказчика выступало ГРАУ МО, исполнителем - СКБ Горьковского телевизионного завода им. В.И. Ленина.

Создание
Главным конструктором РЛС был назначен Василий Иванович Овсяников. СКБ ГТЗ к тому времени имело богатый и уникальный опыт создания и сопровождения производства РЛС метрового диапазона волн П-3, П-8, П-10, П-12.
Естественно, что весь этот опыт в полной мере был использован при создании новой РЛС. В рамках ОКР "Лена" пришлось выполнять ряд НИР. Это была этапная для коллектива работа, значительно превосходящая по техническому уровню и объему все предыдущие.
Потребовалась разработка новой мощной генераторной лампы, разрядников, ВЧ кабеля высокой электрической прочности, высоковольтных источников электропитания, новых изоляционных материалов и других комплектующих изделий.
Объем аппаратуры (около сотни блоков) не позволял использовать ранее применявшийся метод монтажа радиоэлементов на громоздких шасси и шкафах. Конструкторами и технологами были разработаны унифицированные типовые стойки и шасси блоков, которые вставлялись в эти стойки. Блочно-функциональный метод построения позволил значительно снизить трудоемкость изготовления аппаратуры, повысить ремонтопригодность станции, обеспечить проведение монтажно-регулировочных работ широким фронтом.
Однако, несмотря на напряженную работу коллектива, появилось отставание в сроках разработки и, прежде всего, - на этапе изготовления образца. Явно не хватало мощности экспериментального цеха. Не обеспечивалась поставка основных комплектующих изделий и материалов.


Рабочее место оператора РЛС 5Н84А "Оборона".
Макет основной аппаратуры был изготовлен в условиях экспериментального цеха, антенна выполнена без стапеля, антенно-фидерный тракт (кабели, токосъемник, переходы) не выдерживал полной нагрузки. Основная тяжесть работ была перенесена на полигон. В коллективе ощущалась напряженность: СКБ могло не выполнить задание по разработке основной станции РТВ ПВО.
Летом 1957 года руководство ОКБ, главный конструктор В.И. Овсяников и начальник управления СНХ были вызваны на заседание Комиссии по военно-промышленным вопросам при Президиуме СМ СССР с отчетом о состоянии работ по ОКР "Лена". На предприятии, естественно, от этой процедуры ничего хорошего не ожидали.
После доклада главного конструктора и объяснений причин отставания в изготовлении образца академик А.Н. Щукин, видный специалист в радиолокации, неожиданно предложил для сокращения цикла "разработка-производство" изготовить не один образец, а целых пять. Представители завода были поражены, вспоминая, с каким трудом был выполнен только макет. Однако решение было принято.
Вместе с тем Комиссия дала ряд поручений Министерству электронной промышленности, Совету народного хозяйства, Министерству электротехнической промышленности по обеспечению ускоренного изготовления образцов РЛС. Были выделены фондовые извещения (с "красной полосой") на дефицитные комплектующие изделия и даже автотранспорт. После решения ВПК работа значительно ускорилась.
Часть аппаратуры изготавливалась в цехах завода, антенны - на авиационном заводе, привод вращения антенны - на заводе фрезерных станков. После изготовления основной аппаратуры центр тяжести работ переместился на полигон, где была организована круглосуточная работа. Заводские испытания завершились довольно быстро - летом 1958 года. Общими усилиями задача по отработке и сдаче заказчику пяти образцов была выполнена.
Один опытный образец РЛС был направлен на государственные испытания на Донгузский полигон ГРАУ, расположенный в степях Оренбургской области. Испытания станции проходили успешно. Однако не обошлось без ЧП, в результате которого госиспытания были прерваны. Расчет станции своевременно не включил систему обогрева для снятия обледенения с панелей антенного зеркала. Это привело к разрушению панелей и самой системы обогрева. Госкомиссия, тем не менее, претензий не предъявила, т.к. было решение о специальной проверке прочности антенны в экстремальных условиях. Экспериментальный цех в течение 10 дней изготовил усиленные панели, которые спецрейсом были доставлены на полигон. За три дня антенна была восстановлена.
В начале 1959 года три из первых четырех РЛС были отправлены железнодорожным транспортом в войска. Одна из них - на мыс Фиолент в 20-ти км от Севастополя, другая - в район озера Хасан на Дальнем Востоке, третья - в п. Северо-Восточный Банк (Азербайджан). Пятый комплект был направлен на периодические контрольные испытания.
После успешных Государственных испытаний Постановлением СМ СССР № 640-283 от 16.6.1959 года и приказом МО СССР от 20.07.1959 года № 0057 РЛС П-14 была принята на вооружение.
В 1959 году на Горьковском телевизионном заводе им. В.И. Ленина началось серийное производство станций, которое продолжалось до 1976 года. Всего был выпущен 731 комплект. 24 комплекта поставлено на экспорт.
Первые образцы РЛС поставлялись в войска с двумя комплектами антенн, одна из которых устанавливалась на основной позиции, другая - на запасной. Впоследствии запасные антенны довольно широко использовались для подключения к РЛС П-12, серьезно увеличивая ее зону обзора.

Особенности конструкции
Как известно, энергетический потенциал РЛС определяется мощностью передатчика, чувствительностью приемника и усилительными (по сравнению с элементарным диполем) свойствами антенны. В создаваемой РЛС П-14 приемник принципиально в сравнении с П-12 не изменился, а передающее устройство и антенна стали качественно новыми и более мощными.
Передающее устройство было построено по классической схеме того времени:
генератор СВЧ с самовозбуждением на мощной металлостеклянной радиолампе-триоде ГИ-5Б и колебательной системой в виде набора коаксиальных латунных труб повторял конструкцию генератора РЛС П-12, только трубы были больше в диаметре, по размеру ГИ-5Б. Генератор вырабатывал немодулированные "гладкие" импульсы СВЧ мощностью не менее 700 кВт, длительностью 10 мксек;
модулятор - с полным разрядом накопителя (искусственной длинной линии) и ионным коммутатором - тиратроном ТГИ-700-1000/25.
Для защиты от активных помех использовалась система перестройки на четыре запасные частоты в выделенном диапазоне частот. Посредством синхронно-следящих приводов на сельсинах исполнительными электродвигателями перестраивались четыре элемента в генераторе СВЧ и один элемент в блоке усилителя высокой частоты в приемном устройстве. Система автоматической подстройки частоты обеспечивала необходимое сопряжение частот гетеродина приемника и генератора СВЧ передатчика во всем диапазоне перестройки.
Конструктивно модулятор размещался в наборе одинаковых больших блоков-кубиков, стоящих в один ряд: высоковольтный выпрямитель, блок зарядного дросселя, блок импульсного трансформатора с субблоками тиратрона и выпрямителя, два блока накопителей. Сверху этих блоков на раме из стального швеллера горизонтально лежала "труба" генератора СВЧ с автоматами системы перестройки частоты генератора.
Антенна РЛС была совершенно необычной для РЛС метрового диапазона волн - зеркального типа. Зеркало представляло собой вырезку из параболоида двойной кривизны размером 32 на 11 метров. В фокусе антенны на длинной ферме размещался облучатель (два полуволновых вибратора с контррефлектором). Коэффициент направленного действия антенны равнялся 600. Антенна формировала косекансквадратную диаграмму направленности при потолке зоны (с одним провалом) в 45 км.
Появление столь мощной антенны позволило впервые в реальных РЛС использовать Солнце как источник радиоизлучения для снятия диаграммы направленности антенны в вертикальной плоскости. Корректировка зоны осуществлялась перемещением облучателя в вертикальной плоскости.
Также впервые был введен такой параметр, как чувствительность приемного тракта, получивший в войсках жаргонное наименование "чувствительность по большому кругу". Для измерения параметра в фиксированном месте у зеркала антенны крепилась специальная измерительная антенна - контрольный диполь.
На него по коаксиальному кабелю подавался калиброванный сигнал от генератора стандартных сигналов. Излученный диполем сигнал принимался антенной РЛС, проходил весь антенно-фидерный тракт и поступал в приемник. Уровень подаваемого с ГСС сигнала при достижении заданного соотношения сигнал/шум на выходе приемника определял значение чувствительности приемного тракта. Этот параметр позволял объективно оценить состояние антенно-фидерного тракта при малых уровнях сигнала и являлся хорошим инструментом диагностики при поиске в нем неисправностей.
Конструкция антенны состояла из двух стволов - вертикального и горизонтального. Стволы собирались на болтах из секций, сваренных из стальных профилей и труб. К горизонтальному стволу крепились плоские фермы из дюралевых трубок; на трубках, образующих внутреннюю поверхность зеркала, крепились на шпильках керамические изоляторы. На этих изоляторах крепилась оцинкованная стальная проволока диаметром 0,8 мм. Несмотря на большие размеры, антенна монтировалась без использования подъемного крана - все необходимое для монтажа оборудование имелось в комплекте поставки.

Основные характеристики
Для борьбы с обледенением по этой проволоке мог пропускаться электрический ток (30 кВт). Для обеспечения необходимой силы тока на вертикальном стволе размещалось несколько понижающих трансформаторов.
Однако следует признать, что в европейском Заполярье и на дальневосточном побережье, где обильные осадки в виде мокрого снега и дождя при минусовых температурах воздуха - довольно частое явление, было разрушено немало антенн.
СВЧ-энергия передавалась по коаксиальному кабелю диаметром около пяти сантиметров, в свинцовой оболочке. Для передачи энергии от неподвижной части антенны к подвижной использовался специальный коаксиальный высокочастотный токосъемник.
Следует отметить, что сочленения высокочастотного тракта были наиболее слабым и ненадежным местом РЛС. В месте малейшего нарушения контакта быстро происходило обгорание перехода с расплавлением полиэтиленового изолятора. А высокочастотный токосъемник и кабель постоянно были дефицитными элементами.
Значительная мощность передающего устройства в сочетании с зеркальной антенной большого размера позволяла сформировать зону видимости с коэффициентом реализации радиогоризонта, близким к единице. РЛС уверенно обнаруживала как низколетящие цели, так и космические аппараты на восходящих и нисходящих участках траектории полета. Именно для этих целей впоследствии был добавлен масштаб 1200 км.
Наличие большой антенны, имевшей значительную инерцию, потребовало применения оригинальной системы ее вращения.
У дальнего торца здания № 1 (о размещении станции чуть ниже) на бетонном фундаменте стояло основание антенны (наподобие этажерки высотой около 4 метров), собранное из металлоконструкций.
Наверху основания лежал верхний редуктор. Зеркало антенны через крестовину опиралось на большую шестерню верхнего редуктора. Верхняя точка вертикального ствола антенны посредством подшипника удерживалась в вертикальном положении шестью оттяжками (стальными тросами), натягиваемыми ручными лебедками, стоящими на бетонных фундаментах.
В фокусе антенны РЛС 5Н84А на длинной ферме размещается облучатель - два полуволновых вибратора с контррефлектором.

Фото: Георгий ДАНИЛОВ
Примерно посередине "этажерки" на раме из стального уголка крепилась большая коробка скоростей с набором шестеренок. Впервые были применены электромагнитные муфты для дистанционного переключения скоростей. Вал верхнего редуктора соединялся с выходным валом коробки скоростей посредством мощного карданного вала с двумя крестовинами.
К коробке с одной стороны подсоединялись два мощных электродвигателя переменного тока, соединенные "вал в вал"; с другой стороны коробки рядом стояли электромашинный усилитель ЭМУ-100 и электродвигатель постоянного тока МИ-100.
Система работала в трех режимах: режим "пуск" (привод постоянного тока плавно "разгонял" антенну из остановленного положения до скорости 2 об/мин); рабочий режим вращения антенны от привода переменного тока со скоростью 2, 4, 6 об/мин; режим установки на заданный азимут (при этом использовался привод постоянного тока, в обычной одноканальной системе ССП на сельсинах).
Для защиты от пассивных помех использовалась когерентно-импульсная система селекции движущихся целей (СДЦ). Справедливости ради надо вспомнить, что система первоначально называлась СПЦ (селекция подвижных целей). Схема череспериодной компенсации (ЧПК) была построена на вычитающих потенциалоскопах ЛН-5 (ЛН-9) и могла работать в режимах однократного или двукратного вычитания.
В режиме однократного вычитания первый потенциалоскоп использовался для выделения сигналов несинхронных импульсных помех и их компенсации в зоне обзора вне пассивных помех. Применение потенциалоскопов в схеме ЧПК позволило легко применить несимметричный запуск для снижения зоны "слепых" скоростей системы СДЦ.
Включение аппаратуры СДЦ производилось вручную, путем установки особых зон - "стробов", в которых на индикаторы подавалось эхо, прошедшее аппаратуру защиты. Всего таких зон можно было сформировать три: зону строба "местные" - вкруговую по азимуту от нуля до 600 км - для компенсации отражений от местных предметов; две зоны стробов "дипольные" (устанавливаемые на любую дальность, протяженность и ширину по азимуту).
Размеры зон стробов "дипольные" были одинаковыми и отличались только положением по азимуту. В зонах стробов "дипольные" имелась возможность компенсации доплеровской добавки частоты из-за смещения пассивной помехи в пространстве под действием ветра.
Установка размеров стробов, регулировка схемы компенсации ветра производились вручную посредством органов управления (переключателей и ручек) на блоках РЛС.
Индикаторная аппаратура РЛС состояла из трех одинаковых индикаторов: одного индикатора кругового обзора (ИКО) в здании РЛС и двух выносных ИКО (ВИКО), размещаемых на КП (ПУ) подразделения (на удалении до 1 километра от РЛС).
С 1967 года в РЛС стали устанавливать новый блок с электронно-лучевой трубкой диаметром 45 см взамен 35-сантиметрового, что существенно улучшило условия наблюдения за воздушной обстановкой. В этой же стойке размещался индикатор контроля, на экране которого можно было наблюдать сигналы с выходов приемного устройства, системы ЧПК, а также использовать как встроенный осциллограф при настройках и ремонте аппаратуры. Следует отметить, что оба индикатора обеспечивали хорошо сфокусированную и контрастную "картинку", создавая комфортную обстановку работы оператору, а использовать придаваемый осциллограф практически не было повода.
Отличие ВИКО от ИКО было обусловлено различными первичными питающими напряжениями. Кроме того, для обеспечения необходимой точности передачи информации о текущем азимуте антенны использовался двухканальный синхронно-следящий привод на сельсинах, в отличие от одноканального на ИКО.
ВИКО соединялся с РЛС двумя кабелями - высокочастотным коаксиальным и многожильным сигнальным.
Вид экрана индикатора кругового обзора РЛС 5Н84А "Оборона".


Фото: Фотоархив ВКО.
Для определения принадлежности летательных аппаратов к своим Вооруженным Силам в РЛС имелся наземный радиолокационный запросчик НРЗ-14М ("Тантал-М"), представлявший собой модификацию НРЗ-15 от РЛС П-15. Для обеспечения размеров зоны опознавания не менее зоны обнаружения РЛС для НРЗ-14М была разработана новая антенна, представляющая собой пассивную фазированную антенную решетку.
Аппаратура была построена на элементной базе первого поколения, всего использовалось около 360 радиоламп.
Электропитание РЛС осуществлялось от электроагрегатов питания на базе очень надежного, неприхотливого в эксплуатации четырехцилиндрового дизеля ЯМЗ-204Г производства Ярославского моторного завода. Питающее напряжение было нестандартное - 200 Вольт, 400 Гц. Одновременно работали два из четырех агрегатов - один на аппаратуру, другой на систему вращения антенны. Для обогрева зеркала антенны использовался один из резервных агрегатов. Для питания ВИКО в комплекте поставлялись два бензоагрегата, вырабатывающих 3-фазное напряжение 220 В 50 Гц.
В остальном РЛС не имела принципиальных отличий от хорошо зарекомендовавших себя и ставших классическими принципов построения той же РЛС П-12.
Необходимо отметить наличие хорошо отработанной и удобной эксплуатационной документации. Разбивка систем РЛС на небольшие по размерам функционально законченные блоки позволило создать удобное в изучении и эксплуатации изделие. Электрические принципиальные схемы блоков РЛС отличались хорошо читаемым и понятным построением и обеспечивали быстрое восстановление отказавших блоков и систем. В войсках у РЛС было еще одно имя - "Дубрава".

Дом для станции
Размещение РЛС в стационарном здании также не было новым явлением. Все РЛС метрового диапазоны от П-3 до П-12 выпускались и в стационарных "упаковочных" вариантах и разворачивались в приспособленных помещениях.
Впервые для массово производившейся РЛС строились специально спроектированные здания - пост № 1 для размещения аппаратуры и пост № 2 для электростанции.
Основная часть кирпичного здания № 1 была разделена на 4 комнаты. Вдоль длинных стен справа и слева размещались неширокие вентиляционные помещения; посередине самое большое помещение со всей приемно-индикаторной аппаратурой; слева от нее, между левой вентиляционной и аппаратной, находилось помещение для передающего устройства со шкафом системы настройки без излучения. Остальной объем здания занимал коридор, помещение для кочегарки (водяное отопление) и комнатой ЗИП. Впрочем, помещение под ЗИП чаще всего использовали как класс. Последние две комнаты в разных проектах зданий имели различные размеры и размещение. Существовал проект здания, сооружаемого из деревянного бруса.
Антенна устанавливалась возле здания поста № 1 на отдельно стоящей металлической мачте высотой около двух метров на специальном опорно-поворотном устройстве с исполнительным двигателем постоянного тока МИ-32. Одноканальный синхронно-следящий привод с электромашинным усилителем обеспечивал синхронное и синфазное вращение антенны НРЗ с антенной РЛС.
В кирпичном здании поста № 2 размещалась дизельная электростанция. В основном просторном помещении в один ряд, радиаторами к вентиляционным окнам в длинной стене здания, устанавливались четыре дизель-агрегата. Для заправки агрегатов в здании монтировалась система снабжения дизельным топливом с трубопроводами, ручным насосом и баком-отстойником. Запас дизтоплива хранился в двух обвалованных металлических емкостях-цистернах по 25 кубометров каждая.
В обоих зданиях имелась система отопления с водогрейными котлами. Но в здании поста № 2 отопление чаще всего не использовалось: хватало тепла от прогрева дизель-агрегатов.

Доработки и модернизации.
За долгую жизнь в РЛС производилось несколько доработок.
Примерно с 1967 года поставлялись комплекты индикаторной аппаратуры на электронно-лучевой трубке 45ЛМ1В. Но все же основное количество дорабатывалось при проведении капитального ремонта. Одновременно с этим вводился масштаб 1200 км, используемый для обнаружения космических аппаратов на траектории спуска.
На некоторые станции поставлялся комплект "Коммутатор", состоящий из двух агрегатов - преобразователей сетевой частоты ВПЛ-30 (ПСЧ-30) и коммутационной аппаратуры, обеспечивающей питание РЛС от промышленной сети и переход на питание от дизель-агрегатов.
В начале 1970-х годов заменялся субблок тиратрона в модуляторе передающего устройства. В новом субблоке стоял новый тиратрон ТГИ-1000 вдвое меньшего (по сравнению с ТГИ-700) объема, что позволило сократить время включения РЛС с 8,5 мин до 4,5. В середине 1970-х гг. в РЛС П-14 встраивалась аппаратура защиты от самонаводящихся противорадиолокационных снарядов "Коммутатор-14".
В это же время силами войск осуществлялась известная в свое время доработка "Конденсатор" или "АРП" - схема автоматической регулировки порога в видеотракте РЛС, позволявшая простым способом заметно улучшить наблюдаемость отметок от целей на фоне активных шумовых помех.
Впервые на РЛС П-14 был опробован и получил путевку в жизнь профилактический ремонт агрегатным методом. Это позволило продлить ресурс станции на один-два года. Такой вид войскового ремонта впоследствии получил некоторое распространение и на других образцах радиолокационной техники.
Высокая ремонтопригодность конструкции РЛС позволяла проводить два- три капитальных ремонта станции. Качество ремонта, выполняемого Самарским ремонтным предприятием УКВР ПВО, было достаточно высоким.
Впервые на РЛС П-14 был встроен имитатор целей и помех, обеспечивающий начальную подготовку операторов, особенно в тех районах страны, где отсутствовали интенсивные полеты авиации.
РЛС оказалась очень надежной и удобной в эксплуатации. Сказались как применение отработанных схемно-конструкторских решений, так и стационарное размещение аппаратуры, обеспечивающее стабильный температурный режим работы аппаратуры.

П-14 отличал целый ряд несомненных достоинств:
-стационарное размещение обеспечивало комфортные условия жизнеобитания расчету станции;
-большая мощность передающего устройства в сочетании с уникальной для метрового диапазона волн большой антенной позволили сформировать очень хорошую беспровальную зону обнаружения;
-стабильно работающая аналоговая система СДЦ в сочетании с хорошей зоной обзора сделало РЛС незаменимой для надежного обнаружения низколетящих целей;
-дальнее обнаружение и устойчивая проводка радиолокационных целей при четкой и контрастной отметке на ИКО содействовали популярности РЛС в среде авиационных штурманов наведения.

В расчет станции входили два офицера. Это обеспечивало (при большой загруженности офицеров подразделений РТВ ПВО вопросами несения боевого дежурства и жизнеобеспечения) непрерывную квалифицированную техническую эксплуатацию аппаратуры. Капитанская категория должности начальника РЛС обеспечивала достаточно высокую стабильность кадров и хороший уровень подготовки.
При всех положительных качествах, отличавших "Лену" от остальных РЛС радиотехнических войск ПВО, налицо был один явно очевидный недостаток - стационарность станции.
После реорганизации Министерства обороны гензаказчиком радиолокационной техники для Войск ПВО становится 4-е ГУ МО (в дальнейшем ГУВ ПВО). В августе 1967 г. генеральный заказчик Войск ПВО выдал предприятию новые тактико-техническим требования на модернизацию РЛС П-14, получившей название П-14Ф "Фургон" (5Н84). Опытный образец РЛС разработан и изготовлен на основании решения Минрадиопрома и ГУВ В ПВО от 25.2.1967 г. Серийно РЛС стала выпускаться с 1968 г. Главный конструктор - Флаум А.М.
Аппаратура РЛС разместилась в трех прицепах ОдАЗ-828 (АП-1 - с передающим устройством, АП-2 - со всей остальной аппаратурой, кроме ВИКО, АП-3 - полупустая кабина, в которой размещались два ВИКО, аппаратура сопряжения с АСУ. Кроме того, в ней могли размещаться шкафы индикатора радиовысотомеров.
Из принципиальных новшеств можно отметить возможность оперативного изменения угломестного положения зоны обзора (режимы "штатный"-"высотный") за счет введения дополнительного третьего вибратора с быстродействующим высокочастотным переключателем в облучатель антенны.
Основные тактико-технические характеристики РЛС не изменились.
Модернизированная РЛС, став перевозимой, утратила все достоинства стационарного размещения, но приобрела и новые качества. Проще осуществлялось оснащение войск (не требовалось долговременное и затратное капитальное строительство). Появилась возможность изменять место дислокации, упростилась отправка РЛС в капитальный ремонт.
В 1960 году коллектив СКБ за разработку РЛС П-14 был удостоен высокой награды - Ленинской премии. Лауреатами премии стали В.И. Овсяников, Р.М. Глухих, Н.И. Полежаев, Ю.Н. Соколов, А.М. Клячев, И.Ц. Гросман, А.И. Смирнов.

Эдуард ГОНЧАРОВ.
полковник.
Начальник РЛС П-14 в 1972-1976 годах.
В 1978-1995 годах проходил службу в инженерно-радиолокационной службе Управления начальника РТВ ПВО.



Эдуард Гончаров.
Выпускник ВРТУ 1967 года.
1 рота 1 батальон 2 взвод.
Командир роты майор Рындин И.А.
Командир батальона полковник Гусев В.С.

_________________
ВИЛЕНЕЦ-И ОДИН В РАДИОЛОКАЦИОННОМ ПОЛЕ ВОИН!
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Валерий Усс



Зарегистрирован: 22.04.2008
Сообщения: 5364
Откуда: г. Ярославль

СообщениеДобавлено: Вс Ноя 27, 2011 8:42 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

http://www.newstube.ru/media.aspx?mediaid=5a659339-085f-4626-8568-50fc4451659a&linked=external
_________________
ВИЛЕНЕЦ-И ОДИН В РАДИОЛОКАЦИОННОМ ПОЛЕ ВОИН!
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Показать сообщения:   
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов Форум выпускников ВРТУ-ВВКУРЭ ПВО -> Техника, на которой мы служили Часовой пояс: GMT + 3
Страница 1 из 1

 
Перейти:  
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах


Powered by phpBB © 2001, 2005 phpBB Group
ЮLяя2002 // --