Всему хорошему, что было в нашей армейской жизни, посвящается...
| На главную | Планета ВВКУРЭ | База данных | Фотоархивы | Доска объявлений |
Список форумов Форум выпускников ВРТУ-ВВКУРЭ ПВО Форум выпускников ВРТУ-ВВКУРЭ ПВО
имени Владимира Александровича ПОПОВА
 
 FAQFAQ   ПоискПоиск   ПользователиПользователи   ГруппыГруппы   РегистрацияРегистрация 
 ПрофильПрофиль   Войти и проверить личные сообщенияВойти и проверить личные сообщения   ВходВход 

РЛС П-15, П-19

 
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов Форум выпускников ВРТУ-ВВКУРЭ ПВО -> Техника, на которой мы служили
Предыдущая тема :: Следующая тема  
Автор Сообщение
Валерий Усс



Зарегистрирован: 22.04.2008
Сообщения: 4758
Откуда: г. Ярославль

СообщениеДобавлено: Сб Ноя 19, 2011 7:08 am    Заголовок сообщения: РЛС П-15, П-19 Ответить с цитатой



Валерий Усс.
Из личных фотоархивов друзей.
Первая в СССР РЛС П-15 "Унжа", высота 60 метров. Эффективность работы низкая.
Есть желание услышать мнение специалистов по этому вопросу.

Владимир, 9 рота 1981 год.
Валера, зачем ты Унжа взял в кавычки? Это не название станции, а тип мачты в антенно- мачтовом устройстве.
Были 2 типа П-15, с Унжа которая на фото и без.
П-15 с Унжа называлась "Тропа", а без-"Джигит".

Усс Валерий.
Спасибо Володя.
Интересно, а какие возможности по обнаружению целей у данного типа РЛС П-15 с АМУ Унжа 60 метров.

Вячеслав Еремкин.
В орлр Спитхами облет хаапсалусскими "мигарями" делали на высоте 50 и 100 метров со стороны моря. В среднем дальность обнаружения была соответственно порядка 40-42 и 52-55 километров. Коэффициент надежности у этих станций очень низкий. Зато ПРВ-9 работали очень стабильно и прилично, на них грех было жаловаться.
Усс Валерий.
Вячеслав, но в роте Спитхами высота АМУ Унжа была 30 метров. В 1976 или 1977 году Главком ВПВО в роте Спитхами проводил показное учение по восстановлению боевого порядка роты после нанесения ракетно-бомбового удара. Реально осуществлялся подрыв АМУ Унжа. Была проявлена заинтересованность со стороны вероятного противника. Накануне или в день проведения учения вдоль Государственной границы осуществил полёт стратегический разведчик SR-71.
Радиотехнический батальон Хаапсалу осуществлял его проводку. Всего 5 засечек на экране РЛК 5Н87.

Вячеслав Еремкин.
Валер, я перевелся со Спитхами в сентябре 1977 года. В мою бытность таких учений на базе орлр не было. Наверное немного позже это было.
Усс Валерий.
ОПАСНЫЙ ПОЛЕТ
Малоизвестные страницы Войск ПВО.
Вторая половина 70-х годов.
Уже много лет "Черная птица" летает вдоль границ нашей страны, добывая важную информацию о Вооруженных Силах СССР.
Части ПВО соответствующим образом реагировали на эти полеты, готовые в нужный момент пресечь возможное нарушение государственной границы СССР.
В Прибалтике, в подразделениях ПВО, внимательно изучали особенности ведения разведки самолетами СР-71, способы и приемы действий по ним дежурных сил ПВО.
Однако у большинства офицеров тогда бытовало мнение, что акватория Балтийского моря была мало пригодна для таких полетов. Одна из предполагаемых причин- узкая и извилистая полоса нейтральных вод. В какой то мере это порождало самоуспокоенность.
И вот однажды...
По каналам взаимодействия на КП одной из частей в Прибалтике поступила информация о том, что СР-71 летит на восток, вдоль побережья ГДР и Польши. Части и подразделения были приведены в соответствующие степени боевой готовности. Внимание расчета КП приковано к планшету дальней воздушной обстановки. По данным соседей, самолет прошел о.Борнхольм. Высота полета 22 км., скорость 2800км/час. В это время на планшете юго-западного направления на траверзе г.Балтийск, через минуту она уже на 40 км. севернее, еще через минуту, на траверзе г. Клайпеда. Подразделения РТВ обнаружили: самолет-разведчик! Близко, очень близко от государственной границы СССР прокладывают его маршрут планшетисты. Еще можно бы развернуть машину перед о.Готланд, но нет, самолет упорно движется на север. Вот он уже проходит Моонзунд. Время как будто остановилось. У всех один вопрос:"Куда? Куда он летит, чью границу он нарушит- нашу, финскую, шведскую?"
ЗРВ готовы к стрельбе в любую секунду. Расчеты замерли в томительном ожидании. Одно слово командира соединения, и рванутся в небо ракеты, разнесут в клочья "Черную птицу".
Кривая маршрута на планшете чуть отклонилась к Финскому заливу. Неужели на Ленинград?! Это уже слишком! В это время самолет взял курс на Аландские острова. У всех вырывается вздох облегчения. Но что дальше? По Ботническому заливу на север, в Буде? Через Швецию на запад? Самолет описав дугу, повернул на юг и над узкой полоской нейтральных вод, между Шведским материком и о. Готланд вышел в Балтику. Через несколько минут РЛС прекратили его сопровождение. Минимальное приближение СР-71 к государственной границе СССР составило 12 км., т.е. 15 секунд полета.
Что это-дуэль нервов, цирковой трюк, самодеятельность, новый шаг к нагнетанию международной обстановки? Так или иначе, налет состоялся. Он показал не только дерзость противника, но и точность расчетов, высокую выучку пилотов, и заставил нас призадуматься.
Потом был длительный перерыв. Видимо в Милденхолле тщательно анализировали результат полета. Мы тоже изучали этот вопрос.
Через несколько месяцев полеты СР-71 возобновились по тому же маршруту. Их было много. Но первый остался в памяти навсегда.
В.ШРЕДЕР.
Газета" На страже" 4 мая 1990 года.

Полковник Владимир Владимирович Шредер был начальником штаба 4 ртбр Таллинн.
Выпускник ВРТУ 1961 года.



Вот так выглядит отметка SR-71 на ИКО РЛК 5Н87. Особенность в том, что остаётся скажем так несколько отметок послесвечения, и если на экране много целей, это создаёт трудности в уточнении местоположения разведчика, а времени на его проводку в обрез.
Фото боевой работы ртбр Артём. г. Владивосток.

Усс Валерий.
Вячеслав!
Есть статья из районной газеты, Омской области, о твоём первом командире роты Петре Косачёве. Статья в Ветке 70-х.

Тупицын Алексей.
В 1985 году на стажировке в орлр Салацгрива по П-15 Унжа мы водили поезда из Риги.

Владимир, 9 рота 1981 год.
Цитата (Усс Валерий, 29 апреля 2011 г. 08:53):
--------------------------------------------------------------------------------
Интересно, а какие возможности по обнаружению целей у данного типа РЛС П-15 с АМУ Унжа 60 метров.
--------------------------------------------------------------------------------
Точно сказать не могу. Когда я молодым лейтенантом пришел в ртб Васильков, у нас стояла П-18 " Терек", а в роте Жашков, П-15 с 30 м. Унжа, так на учениях, наша П-18 обнаруживала в помехах истребители летящие на высоте 500 м, где то на расстоянии 50-55км, а Жашковская П-15, в тех же помехах 40-45 км.

Усс Валерий.
В роте Жашков в 1973 году находилась РЛС П-40 и на базе КрАЗ ПРВ-9,-резерв ГК ВПВО. Так вот П-40 на первом масштабе обнаруживала автомобили на трассе, удаление до 500 метров.
Александр Басик.
В 1983 году будучи зампотехом роты Мелитополь, Запорожская область, столкнулись с проблемой сопряжения П-15 на УНЖЕ (поднята была на 30 метров) с 1Л22. Представителм завода сидели почти месяц. При работе станции иногда видели даже баржи на Азовском море, в 35 км.

Усс Валерий.

Александр! Пользуясь моментом, хочу у Вас спросить- с Василием Оникейчук по службе нигде не встречались?
Александр Басик.
Нет, не встречался нигде.
Нестеренко Сергей.
Обращаюсь к Валере Усс.
Вася Оникийчук живёт в пгт Озёрное,
Житомирского района, мой сосед. Я ему,кстати, уже сказал,что его ищут.
И он передаёт всем привет и особенно Валере Усс.
А Володе 9роты 1981 года, от меня особенный привет. Я в орлр Жашков 10 лет был командиром роты и о РЛС П-40 как никто знаю.

Владимир, 9 рота 1981 год.
Цитата (Усс Валерий, 29 апреля 2011 г. 19:09):
--------------------------------------------------------------------------------
В роте Жашков в 1973 году находилась РЛС П-40 и на базе КрАЗ ПРВ-9,-резерв ГК ВПВО. Так вот П-40 на первом масштабе обнаруживала автомобили на трассе, удаление до 500 метров
--------------------------------------------------------------------------------
От РЛС П-40 в Жашкове до трассы было ровно 287 шагов. Лично мерил с начальником РЛС П-40 капитаном Сашей Бардюжа. Выпускником КВИРТУ.

Вячеслав Еремкин.
На П-15 машины "водить" не довелось,а вот корабли,катера и моторки постоянно. Эту информацию у нас частенько запрашивали погранцы с соседней заставы и моряки с радиотехнического поста наблюдения с острова Осмусаар. Про стаи гусей и уток по весне и осени я уже молчу. Из-за них постоянные готовности № 1 были.
Валере Усс. Небольшое уточнение. Моим первым командиром орлр Спитхами был капитан Силявичус Иозас Иозасович, выпускник нашего училища. Затем Влодя Моисеев(выпускник Красноярского РТУ), он с севера приехал по замене вместо Иозаса. И после него Петя Косачев пришел с Хаапсалу.

Усс Валерий.
г. Хаапсалу, ул. Тамме 17-51, там жил Володя Моисеев, а потом я. Ты в этой квартире был. Володя Моисеев убыл в 1976 году в Южно-Сахалинск. Вот видимо Петя Косачёв и сменил Володю Моисеева в роте Спитхами. В Хаапсалу Моисеев был ОД КП ртб. Капитан.
Вячеслав. Самая главная новость в том, что с 60-метровой Унжи обнаружили Василия Оникейчук.

Каптенармус.
П-15 была не первой РЛС, которая использовалась с мачтой "УНЖА". Эту мачту впервые использовали со станцией П-8:
Цитата:
--------------------------------------------------------------------------------
В 1951 г. по инициативе автора и инженера ГАУ А. И. Облезина к станции П-8 было разработано новое антенно-мачтовое устройство высотой 30 метров под названием «Унжа». Целью этого устройства являлось прижатие к земле многолепестковой диаграммы направленности РЛС с целью повышения дальности обнаружения самолетов.
Контрольные испытания станции с новым антенно-мачтовым устройством подтвердили соображения инженеров и показали, что обнаружение самолетов на средних высотах (10–16 км) стало возможным на расстояниях до 200–250 км, а на малых – на 60–70% дальше, чем при работе на штатную антенну.
--------------------------------------------------------------------------------
С появлением в войсках РЛС П-15, её тоже использовали с такой мачтой. Практически везде рядом со станцией ставили мачту "УНЖА" и расчет мог при необходимости работать либо на штатную антену, либо на высотную. Чаще всего её высота составляла 30 метров. Иногда 50 метров. Лично я "вживую" 60 м не встречал, но конструкция "УНЖИ" это позволяла. Многолетний опыт использования этой мачты показал её высокую эффективность. Мало того, в некоторых местностях работа с такой высокой мачты была единственно возможной, леса Псковской губернии, например.
П-15 - очень толковый и надежный аппарат. Это вам любой РЛСник подтвердит. Конечно, при условии, что она будет нормально обслужена и настроена. Сравнивать П-18 и П-15 по единственной проводке бессмысленно. В другой день (другой погоде, другим расчетом, по другим целям и т.д.) результат мог быть диаметрально противоположным...

Юрий Тарасов.
Привет РТВэшникам, не удержался, чтобы не вступить в полемику, подписываюсь почти под каждым вышесказанным, и хотя я закончил факультет Осназ-радиоразведка Красноярского РТУ и попал ст. теником на П-80 "Алтай", а через два года вообще ушел из технарей в командиры, но с гордостью скажу, своим упорством, своей честью не опозорить своих учителей, а может и с юношеским задором доказать, что что-либо значу в той жизни, при назначении ротным, первым долгом досконально освоил П-15, если Вам известно, на неё никогда не хватало штатной офицерской единицы, а грамотные прапорщики были в редкость и мне- ротному не раз приходилось выезжать на ответственных учениях, включая и инспекцию МО СССР в 1975году.
Д.Ф. Устинов был родом из Ижевска-Урал. На направления главного удара, т.е. на 100-150 км. по фронту и оттуда выдавать информацию по маловысотным целям. У Нас на Севере в то время считалось, батальон лишь тогда выполнил задачу, если уложились в норматив по свертыванию, маршу и развертыванию на незнакомой местности и выдаче реальной информации. Станция конечно была капризная но при хорошем и своевременном уходе, могла выполнить боевую задачу, а сравнивать её с П-12 или П-18, неграмотно, она и сделана была мобильной, что могла в любой момент выдвинуться. А сопряжение у ней было продумано лет на двадцать вперед. И кстати, ведущим конструктором и разработчиком её была женщина.
И ещё одна страница может даже Вами неведомая. Высота Унжи-30 метров была оптимальная, или забыли все формулы. Отношение амплитуда сигнала к шуму. Это не я сказал, а ученые.
А еще в некоторых случаях да будет Вам известно, передатчик РЛС П-15 использовался для передачи данных на дальние растояния, благодаря её Дцм диапазону. Если кого интересует, могу изложить подробнее в отдельной главе. И на её базе в 1986-1987 годах проводился эксперимент влияния психотропного воздействия на личный состав на растоянии. Эфективность 150 км. Район проведения экспиримента д. Воробьево, Новосибирской области. Участник эсперимента проживает в г. Красноярск и поныне. Вот в этих случаях и использовалась антенна высотой 60 метров.
Честь имею.

_________________
ВИЛЕНЕЦ-И ОДИН В РАДИОЛОКАЦИОННОМ ПОЛЕ ВОИН!


Последний раз редактировалось: Валерий Усс (Пн Ноя 28, 2011 8:20 am), всего редактировалось 1 раз
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Валерий Усс



Зарегистрирован: 22.04.2008
Сообщения: 4758
Откуда: г. Ярославль

СообщениеДобавлено: Вс Ноя 20, 2011 9:20 am    Заголовок сообщения: РЛС П-15, П-19 Ответить с цитатой

Радиолокационные станции П-15 и П-19

РЛС П-15.

Радиолокационная станция П-15 дециметрового диапазона

предназначена для обнаружения низколетящих целей. Принята на вооружение в 1955 году. Используется в составе радиолокационных постов радиотехнических формирований, батареях управления зенитных артиллерийских и ракетных формирований оперативного звена ПВО и на пунктах управления ПВО тактического звена.

Станция П-15 смонтирована на одном автомобиле вместе с антенной системой и развертывается в боевое положение за 10 мин. Агрегат питания транспортируется в прицепе.
В станции имеются три режима работы:
- амплитудный;
- амплитудный с накоплением;
- когерентно-импульсный.
Станция имеет защиту от активных, прицельных по частоте помех — путем быстрой перестройки на одну из четырех частот, и от пассивных помех — схему компенсации от дипольных помех и местных предметов.
В 1970 году проведены испытания РЛС П-15МН, на которой дополнительно введены аппаратура мерцания и аппаратура наземного радиолокационного запросчика (НРЗ). В начале 70-х РЛС П-15МН в значительной степени переводится на новую элементную базу и оборуду-ется новым НРЗ, В результате такой модернизации станция получила название П-19 (1РЛ134) и в 1974 году была принята на вооружение.



РАДИОЛОКАЦИОННАЯ СТАНЦИЯ П-19.


РЛС П-19 предназначена для
ведения разведки воздушных целей на малых и средних высотах, обнаружения целей, определения их текущих координат по азимуту и дальности опознавания, а также для передачи Радиолокационной информации на командные пункты и на сопрягаемые системы. Она представляет собой подвижную двухкоординатную радиолокационную станцию, размещенную на двух автомобилях.
На первом автомобиле размещается приемо-передающая аппаратура, аппаратура защиты от помех, индикаторная аппаратура, аппаратура передачи радиолокационной информации, имитации, связи и сопряжения с потребителями радиолокационной информации, функционального контроля и аппаратура наземного радиолокационного запросчика.
На втором автомобиле размещается антенно-поворотное устройство РЛС и агрегаты электропитания.
Сложные климатические условия и длительность эксплуатации радиолокационных станций П-15 и П-19 привели к тому, что к настоящему времени большая часть РЛС требует восстановления ресурса.


РЛС П-19.
Единственным выходом из сложившейся ситуации считается модернизация старого парка РЛС на базе РЛС «Kacтa-2E1».
В предложениях по модернизации учитывалось следующее:
- сохранение в неприкосновенности основных систем РЛС (антенной системы, привода вращения антенны, СВЧ-тракта, системы электропитания, транспортных средств);
- возможность проведения модернизации в условиях эксплуатации с минимальными финансовыми затратами;
- возможность использования высвобождаемой аппаратуры РЛС П-19 для восстановления изделий, не подвергнутых модернизации.
В результате модернизации мобильная твердотельная маловысотная РЛС П-19 будет способна выполнять задачи контроля воздушного пространства, определения дальности и азимута воздушных объектов - самолетов, вертолетов, дистанционно-пилотируемых летательных аппаратов и крылатых ракет, в том числе действующих на малых и предельно малых высотах, на фоне интенсивных отражений от подстилающей поверхности, местных предметов и гидрометеообразований.
РЛС легко адаптируется к использованию в различных системах военного и гражданского назначения. Может применяться для информационного обеспечения систем ПВО, ВВС, систем береговой обороны, сил быстрого реагирования, систем управления движением самолетов гражданской авиации. Кроме традиционного применения в качестве средств обнаружения низколетящих целей в интересах вооруженных сил модернизированная РЛС может использоваться для контроля воздушного пространства с целью пресечения транспортировки оружия и наркотиков маловысотными, малоскоростными и малоразмерными летательными аппаратами в интересах специальных служб и подразделений полиции, занимающихся борьбой с наркобизнесом и контрабандой оружия.
Модернизированная РЛС всепогодна и может эксплуатироваться в различных климатических зонах.

Основные характеристики:

П-15
П-19
Зона обзора по азимуту, град.
360
360
Инструментальная дальность, км
10-160
160
Зона обзора по высоте, м
до 6000
до 6000
Темп обзора, с
6, 12
6, 12
Мощность, кВт
310
310
Чувствительность
приемника, Вт

2 х 10-14
2 х 10-14
Ширина ДНА по азимуту, град.
4,5
4,5
Диапазон частот (волн)
дециметровый
дециметровый
_________________
ВИЛЕНЕЦ-И ОДИН В РАДИОЛОКАЦИОННОМ ПОЛЕ ВОИН!
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Эдуард Гончаров



Зарегистрирован: 15.04.2007
Сообщения: 9
Откуда: Из Подмосковья

СообщениеДобавлено: Сб Май 26, 2012 10:32 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

РЛС П-15
Массовая РЛС обнаружения целей на малых высотах. Штатная РЛС подразделений Войск ПВО Сухопутных войск, маловысотных рот, различных отдельных радиолокационных взводов подразделений Войск ПВО страны..
Марка - 1РЛ13, 1РЛ114. Войсковые названия "Тропа", "Дозор", Джигит".
Задана в разработку Постановлением ЦК КПСС и Совмина СССР.
Гензаказчик -ГРАУ МО (в то время - ГАУ)..
Принята на вооружение приказом Министра обороны СССР от 22.03.1956 г. № 0059.
Разработчик - ВНИИРТ (Всесоюзный научно-исследовательский институт радиотехники, г. Москва).
Главный конструктор - Лебедев.
Производилась на Муромском заводе радиоизмерительных приборов (1РЛ13) и Ульяновском радиозаводе (1РЛ114).
Выпускалось несколько модификаций станции, например,: П-15Н, П-15НМ, П-15С2 и др.. Последняя модификация - П-15М2.

Диапазон - дециметровый.

Определяемые координаты - азимут, дальность.

Дальность обнаружения.
На высоте 500 м.- 60 км., 3 000 м. - 140 км., 6 000 - 150 км. Помехозащищенность от ПП - 1,6 пачки/100м.
Ошибки определения координат в 80% измерений при масштабе ИКО 200 км не превышают: по дальности ±2000 м; по азимуту ±2°.
Разрешающая способность станции при масштабе ИКО 200 км по самолету типа Ил-28 на дальности свыше 100 км не хуже:
по дальности 2500 м; по азимуту 8°.
Минимальная дискретность выдачи данных по каждой цели равна 10 с.
Время разворачивания - 10 мин.;
время включения - 4 мин.

Состав комплекта.
Машина № 1 - кузов КУНГ-1 на шасси ЗиЛ-157.
Машина № 2 прицеп 1-АП-1,5Г с агрегатом АБ-8.


Особенности построения.

РЛС создана в начале 50 годов и представляла собой шедевр радиолокации того времени. В РЛС были реализованы многие известные прогрессивные идеи. Пожалуй, это одна из наиболее удачных конструкций, созданных во ВНИИРТе.

Передающее устройство построено на перестраиваемом магнетроне. Причем, для соблюдения когерентности сигналов, необходимых для работы системы СДЦ, система АПЧ подстраивала именно магнетрон. Модулятор с электронным коммутатором (мощным тетродом ГМИ-90) и частичным разрядом емкостного накопителя формировал стабильный модулирующий импульс.

Приемное устройство представляло собой супергетеродин с однократным преобразованием частоты и УВЧ на ЛБВ. Гетеродин приемника построен по схеме "задающий генератор - умножитель частоты - усилитель мощности". В связи с использованием в задающем генераторе кварцевых резонаторов сигнал гетеродина имел хорошую стабильность и спектральную чистоту. В высокочакстотных цепях приемника РЛС использовались "маячковые" лампы - триоды 6С5Д.

В сервоусилителе АПЧ использовались магнитные усилители.

Когерентно-импульсная система СДЦ особенностей не имела. В системе ЧПК использовались две малогабаритные ультразвуковые линии задержки (для двух частот повторения).

В тракте обработки сигнала использовался рециркулятор (режим "накопление"), позволявший улучшить наблюдаемость отметок от целей.

Антенна РЛС состояла из двух параболических зеркал с облучателями. Зона обнаружения РЛС в вертикальной плоскости
формировалась с участием земной поверхности и имела лепестковый характер.
Для устранения провалов в зоне обнаружения станции предусматривалось два режима питания антенн - синфазный и противофазный.
При синфазном питании верхней и нижней антенн диаграмма направленности прижата к земле. При противофазном питании антенн диаграмма направленности поднимается несколько вверх и лепестки ее перекрывают провалы в зоне обнаружения при синфазном питании антенн. Верхняя граница зоны обнаружения в этом случае равна 20°. Беспровальная зона обнаружения формируется за 2,2 оборота антенн при условии, что за время одного оборота антенны запитываются синфазно, а за время второго - противофазно.

Конструкция НРЗ-15 "Тантал" оказалась настолько удачной, что ее впоследствии устанавливали в РЛС П-14 и первые выпуски РЛК П-80.

Конструкция РЛС получилась очень компактной.

Кузов автомобиля имеет два отсека: аппаратный и агрегатный. Аппаратура радиолокационной станции смонтирована в следующих шкафах и блоках: в шкафу передающей аппаратуры ГТ; в шкафу приемной и когерентной аппаратуры КГ; в шкафу индикаторной аппаратуры ИМС; в шкафу аппаратуры опознавания Т; в блоке центрального пульта управления Ц-70. Сбоку шкафа передающей аппаратуры укреплен антенный переключатель высокочастотного тракта Э-60М, а сверху - блок УВЧ У-60 и блок питания к нему УВ-70. Щиток управления аппаратурой опознавания Щ-15С укреплен снизу блока Ц-70.
В аппаратном отсеке кузова автомобиля находятся также же блок тренажера-имитатора Т-60, генератор Г4-37А, радиостанция Р-109, усилитель мощности радиостанции УМ-3, аппарат телефонной и громкоговорящей связи АТГС, телефонный коммутатор П-193М и ящик ЗИП.

Антенно-поворотное устройство станции состоит из мачты, редуктора, электродвигателя, двух антенн (верхняя и нижняя) с
коммутатором фазы Ю-60 в нижней антенне, высокочастотного и низкочастотного токосъемников ТВ-60 и ТН-60 и блока датчиков ССП
СД-62. В антенно-фидерном тракте использовался жесткий коаксиал.

Применено очень оригинальное питающее напряжение, больше не применяемое ни в одной РЛС - от однофазной сети переменного
тока частотой 425 Гц напряжением 220 В от агрегата АБ-8-О-230/Ч/425/М или от преобразователя промышленной сети АЛА-7М-О-8А1.
В комплект станции входят два агрегата питания - основной и резервный. Основной агрегат питания с рапределительным щитом
Щ-61 размещается на одноосном автоприцепе 1-АП-1,5. На одноосном прицепе размещаются также кабели для подключения агрегатов питания к станции, колы заземления прицепа, домкраты с подставками, дополнительная секция мачты антенны для работы станции из окопа, дополнительный запас горючего и смазочных материалов.
Прицеп транспортируется автомобилем станции.

Резервный агрегат питания с распределительным щитом Щ-70 размещается в агрегатном отсеке кузова автомобиля. В агрегатном
отсеке размещается также отопитсль ОВ-65 в походном положении, буссоль и кабели для подключения блоков Т-60 н Г4-37А к
станции.

Неизвестно, чем был вызвано использование однофазной сета такой "экзотической" частоты 425 Гц. Однофазное питание потребовало применения оригинальных специальных электродвигателей с конденсаторным пуском в системе вентиляции и системе вращения антенны. Двигатели эти были достаточно дефицитными, как и большой пакетный переключатель "пуск - работа" системы вращения антенны.
Пакетник отказывал довольно часто, менять его было очень неудобно, к тому же к нему подводилось очень много проводов.

Для увеличения зоны обзора на малых высотах для РЛС П-15 специально было создано антенно-мачтовое устройство АМУ-15. Оно представляло одно параболическое зеркало с облучателем и опорно-поворотным устройством с ВЧ токосъемниками даналов основного и НРЗ. Все это устройство выдвигалось на высоту до 30 метров на специальной мачте, которую в войсках называли "Унжа". Для передачи энергии использовался освинцованный коаксиальный кабель.

При работе станции с антенно-мачтовым устройством АМУ-15 дальность обнаружения маловысотных целей увеличивалась на
25-30%, а потолок беспровальной проводки цели типа МиГ-17 уменьшался до 1500 м.
В начале 80-х годов прошлого столетия была принята на снабжение универсальная сборно-разборная мачта высотой до 60 метров 1Л81-1.
Словесное наименование ей не присваивалось. Производилась на одном из предприятий г. Москвы (в Новогиреево).
Специально для П-15 и П-19 для установки на эту мачту Муромским заводом изготавливались антенно-поворотные устройства пяти типов, имеющие свои обозначения.
Предполагалось при использовании такой мачты получить заметный прирост зоны обнаружения РЛС, т.к. увеличивалась дальность прямой видимости. Однако, опыт использования таких АМУ на суше выявил появление провалов в зоне обнаружения РЛС. По опыту использования в МО ПВО, мачту поднимали до 45 метров. На побережье, в 6 ОА использовали и выше. Специальные исследования по этому вопросу не проводились.

Станция имеет защиту от активных шумовых и несинхронных импульсных помех и защиту от пассивных помех. Защита от активных
шумовых помех осуществляется перестройкой станции на одну из пяти фиксированных частот установленной программы. В станции
имеется три программы по пять частот в каждой. Частоты определяются соответствующими кварцами, устанавливаемыми в блоке местного гетеродина. Время перестройки с одной частоты на другую данной программы не более 4 с.

Защита станции от несинхронных импульсных помех осуществляется включением в приемный тракт фильтра несинхронных
импульсных помех ФП-60.
Некоторые неудобства в использовании РЛС доставляло отсутствие штатного выносного ИКО.
Наверное нет офицера РТВ ПВО, служившего в Европейской части СССР, кто бы не "крутил шлицы" или хотя бы не побывал на П-15.
В кабину можно было уместиться втроем, хотя и очень "ужавшись"...
Станция была довольно капризной в эксплуатации, требовала постоянной подстройки, особенно мучались с системой АПЧ... Ту небольшую круглую черную ручку на передней панели блока генератора, (за спиной оператора), что надо было "ловить" при выключении передатчика, помнят многие...
По моему частному мнению, основных причин "нелюбви" к этой РЛС было две. Первая - небольшая зона обзора, что объективно ставить ей в "вину" нельзя, ибо это маловысотная РЛС и радиолокационные цели на малых высотах по естественным причинам видны недалеко. Вторая - РЛС плохо знали в войсках. В ВРТУ ее изучали только те, кто учился по специализации "М" (П-12, П-15, ПРВ-9).
Должность начальника РЛС - старшина, а потом - прапорщик, которых чаще всего не было, а если и были, то самоучки.

Известно о проводившихся в Сибирском объединении экпериментов с использованием приемо-передатчика РЛС П-15 для передачи радиолокационного изображения от радиотрансляционной линии РЛ-30 "Фаза" на расстояние около 100 км. Однако практического применения эта идея не имела ввиду невостребованности.
Автор предложения защитил на этом кандидатскую и служил впоследствии преподавателем в КВИРТУ ПВО. Фамилию, к сожалению, уже не помню, прошу извинить.

РЛС получилась успешной. Она эксплуатировалась практически до конца 90-х годов. Ее модернизация в П-19 особого развития не получила и практически повторяла П-15. Заменить П-15 смогла только "Каста" (35Н6 и 39Н6).

И тут отдельная история. Если кратко, то дело обстояло следующим образом.
Уже давно были более современные РЛС больших и средних высот, а маловысотной - небольшой (большой энергетический потенциал не нужен) и дешевой (потому что их надо много) РЛС все не было. Хотя все (и Гензаказчик, и руководство РТВ ПВО страны, и войска, и Муромский завод) прекрасно понимали, что П-15 -безнадежно устарела, а косметичекая правка в виде П-19 проблемы не решала. Гензаказчиком Войск ПВО страны (4 ГУМО) была задана ВНИИРТу разработка новой маловысотной станции с шифром СТ-68 (не путать с СТ-68У!). Со стороны Заказчика были заданы достаточно жесткие условия по реализации возможностей РЛС. В проекте учитывались все новшества науки и практики. Опытный экземпляр получился в нескольких ДЕСЯТКАХ прицепов!.
Еще до начала испытаний всем было ясно, что это в серию не пойдет. К этому времени КБ Запорожского завода, (производили ПРВ-13) в инициативном порядке разработало то, что потом стало называться СТ-68У (упрощенная), хотя ничего общего с СТ-68 это изделие не имело.
Муромский завод к этому времени в инициативном порядке создавал "Плеяду". Короче, победила СТ-68У. Получили то, что стали называть "маловысотная РЛС боевого режима - в силу очень приличных параметров помехозащищенности). На мой взгляд, очень приличная РЛС, имевшая большой потенциал дальнейшего развития, в частности до "Искры", на замену древних П-35, П-37. Что запорожцы в конце концов и сделали и продают всем желающим.
Но и СТ-68у не могла заменить П-15, это ббыло ясно сразу - дорого, нет антенны на мачте для использования в лесистой местности. Позаимствованная из С-300 вышка 40В6 проблемы не решала -
дорого, объем производства небольшой. В МО ПВО войсковые умельцы (под руководством Главного инженера РТВ МО ПВО Льва Федоровича Олейникова) делали комплекс из трех "Унж" и на площадку ставили АМУ, снятую с кабины, удлинняли волновод.
В ряде подразделений строили специальные вышки, на платформы которых ставили весь прице целиком.
В конце-концов приняли решение делать что-то более дешевое и мобильное. Так пришли к "Касте". Поскольку все новые РЛС должны быть трехкоординатными, то "Касту" решили делать в два этапа -
быстро новую РЛС со старой антенной от П-15 и АМУ-15 (и поэтому двухкоординатную) и второго этапа - трехкоординатную с новой антенной на быстроподъемной мачте с компромиссной высотой около 25 метров. Реально получили значительно меньше в Касте-2-2.
Такая вот история.

Войсковой миф о том, что главный конструктор П-15 - дама, я тоже слышал. Однако это не так. Главный конструктор - Лебедев. Из всех известных мне РЛС Главный конструктор РЛС - дама - только у П-18 - АНТОНОВА Н.П.

Как вставит фотоснимки - не понял.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Показать сообщения:   
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов Форум выпускников ВРТУ-ВВКУРЭ ПВО -> Техника, на которой мы служили Часовой пояс: GMT + 3
Страница 1 из 1

 
Перейти:  
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах


Powered by phpBB © 2001, 2005 phpBB Group